=32= сходства) и на выделении несхожих, неравных, отличных. Иначе говоря, в одном направлении слух кристаллизует в сознании (или: повторные
раздражения вызывают повторные рефлексы) типологические для данного музыкального становления звукокомплексы или сопряжения звуков. При этом, если отчасти они уже ранее были усвоены, то тем самым процесс восприятия идет по линии наименьшего сопротивления.* В другом направлении слух отмечает интонации, контрастирующие этим устойчивым данным, и по степени удаления их от знакомых сочетаний ощущает движение музыки как все более и более острое неравновесие и противоречие (конфликтность) во взаимоотношении звучащих моментов. Вот одна сторона процесса.
Но естественно, что запоминание музыки при ее постоянной текучести и при необходимости постоянного сравнивания тождественных и нетождественных интонаций предполагает наличие в сознании человека данной эпохи, среды и данного отрезка времени некоторой суммы издавна окристаллизовавшихся звукосочетаний («интонационный запас»). У одного человека их больше, у другого меньше, но в целом каждая эпоха и каждый класс обладает п'ным числом интонаций, настолько устоявшихся в сознании, что слушание произведений, в которых взаимодействие привычных сочетаний доминирует над непривычными, доставляет удовольствие больше, чем восприятие музыки, в которой преобладают интонации еще не усвоенные и для усвоения которой нужна крайне повышенная деятельность сознания.** Процесс сравнивания тождественного и нетождественного материала в таких случаях несомненно усложняется, и при первом слушании всякая непривычная<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *