=31=
виде характерных для каждого лада мелодических формул-напевов или по-певок.
  Форма как процесс и форма как окристаллизовавшаяся схема (вернее: конструкция)—две стороны одного и того же явления: организации движения социально полезных (выразительных) звукосочетаний. Я сейчас не говорю о стимулах этой организации и стимулах интонационного отбора, т. е. о содержании, обусловливающем музыку как один из видов идеологии, и не собираюсь здесь вскрывать понятие содержания, что я делаю в другом месте.1 Но это вовсе не значит, что форма — какое-то метафизическое, само себе довлеющее начало. Для биолога ясно, что форма клетки ограниченна, т. е. она такова, какой она должна быть в силу п'ного количества определяющих ее факторов, и что вне этой формы мы клетку не наблюдаем и не познаем. Но это не значит, что форма существеннее клетки. То же и в отношении музыки: форма музыкального произведения в целом и формы составляющих его элементов — это инструменты (орудия) человеческого коллективного сознания, обнаруживающие музыку как организованную среду.
  Каждое музыкальное произведение поэтому познается во взаимодействии принципов оформления. Эти принципы вырабатываются путем длительного отбора. Но какие признаки характеризуют музыкальный (интонационный) отбор и почему одни интонации живут дольше других? Поскольку музыка познается слухом, поскольку процесс ее восприятия требует усвоения движущегося материала, постольку процесс отбора является прежде всего процессом запоминания, т. е. сосредоточиванием внимания на подобных, схожих или во всем друг другу равных звучаниях (узнавание сходства)
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *