=30=
для нескольких поколений, нормативными, а творимая на этой базе музыка считается образцовой.
  Классические формы — итог длительного социального отбора наиболее устойчивых и полезных интонаций. Но и их, конечно, нельзя мыслить окаменелыми и застылыми, потому что процесс формования музыки никогда не останавливается, являясь процессом диалектическим, и музыки, абсолютно соответствующей некиим идеальным абстрактным схемам, не бывает. Композиторы, которых рациональная эстетика считает создателями и строгими блюстителями образцовых форм-схем, обычно бывают и разрушителями этих схем.
  Я только что сказал, что процесс музыкального формова-
  1
  
ния — процесс диалектический. Он не может быть иным. Форма — не абстракция. Совсем не парадоксальным было бы утверждение, что форма — такое же средство обнаружения или выявления социального бытия музыки, как инструмент (недаром же в образовании форм прослеживается влияние инструментария эпохи их возникновения). Повторяю: в отношении музыки — это не парадокс. То, что инструмент осязаем, а формы — не осязаемы, дела не меняет. Не организованная человеческим сознанием акустическая среда еще не составляет музыки. Самые примитивные стадии отбора среди акустических явлений средств музыкального выражения указывают на длительный процесс оформления и кристаллизации оформленного. Известно, что звукоряды, прежде чем появиться в работах теоретиков в виде отвлеченных от живой музыки рядов (восходящие или нисходящие формулы соотношений отдельных тонов), усваиваются памятью практически и бытуют
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *