=286=
чувства, образование кадансов etc etc. [с опорой]на изучение памятников эпох и при постоянной «оглядке» на практику музицирования, или статьи Heinrich'a Besseler'a: «Studien zur Musik des Mittelalters»
  («Archiv für Musikwissenschaft» за июнь 1925 и январь 1927 г.), или содержательная статья Vladimir'a Helfert'a «Zur Entwicklungsgeschichte der Sonatenform» (там же, апрель 1925 г.) и др.,— помогли мне доверчивее отнестись к давно уже прорабатываемым мною проблемам музыкального оформления и почувствовать под собою твердую почву. Точно так же еще раньше появление работ Эрнста Курта подтвердило высказывавшиеся мною с 1916—1917 годов воззрения на сущность мелоса и значение «горизонтали» на кризис гармонии, на динамику фуги и на необходимость нового понимания музыкальной формы не как архитектонических «беззвучных» схем, а как закономерного процесса организации звучащего материала и его кристаллизации. Изучение памятников и условий распространения и культивирования бытовой (особенно инструментальной домашней, например, лютневой) музыки и форм ее воплощения точно так же расширило и обогатило круг моих наблюдений.
  Глава I
  ФАКТЫ И ФАКТОРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ И ФОРМОВАНИЯ
  Два основных явления помогают постигнуть свойства процесса музыкального формования: 1) музыкальное движение (последование звуков друг за другом как взаимоотношение вы-сотностей), 2) условия запоминания музыки или средства, какие выработало наше сознание для удержания протекающих созвучий. Временная природа музыки, ее текучесть, и — с другой [стороны] — вызванные этим особого рода способы запоминания неизбежно влияют на формы, в которых фиксируется музыкальное
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *