=284= невозможно было бы оформить тот интенсивно текучий поток звучаний с постоянным переключением привычных тональных аккордовых функций в непривычные — ту непрерывную или «бесконечную» мелодию, которая служила выражением экзальтированной, утонченной индивидуалистической эротики той эпохи.
Значит, с одной стороны, в процессе оформления выступают элементы тождественные, составляющие базу или вехи запоминания музыки, с другой — элементы контрастирующие. Схема сопротивляется движению. Движение же в музыке создается только из противопоставления интонациям, воспринимаемым как опорные, интонаций, их смещающих.* При указанной диалектичности процесса музыкального оформления он ощущается всегда как состояние неустойчивого равновесия: ни один
момент интонирования, в сущности, не оценивается как самодовлеющий, а всегда как стадия перехода в последующий. Даже опорные пункты требуют этого перехода, и, чтобы сдвинуть с места, скажем, какой-либо отправной устойчивый^ звучащий «момент», необходимо противопоставить ему другой «момент» звучания.
Изучение эволюции музыкальных форм обнаруживает, что постепенное «удлинение» музыкального движения (увеличение продолжительности) шло крайне многообразными путями и доставалось нелегко. Если отдельные особо одаренные люди опережали свое время и фиксировали формы значительно больших размеров в сравнении с предшествовавшей эпохой, то окружающая их среда, класс, их воспитавший, далеко не сразу усваивали достигнутое. Примеров — сколько угодно. Известно, как поразили воображение<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *