=283= Этот процесс представляет собою творческую (т. е. наличие момента изобретения) организацию звукосочетаний на основе социально испытанных принципов — принципов, в свою очередь выросших из социального опыта усвоения или из навыков восприятия музыкальных явлений. Из ранее сказанного об этих навыках вытекает «двуликость» процесса формообразования в музыке или одновременное сосуществование в нем двух тенденций: тенденции к кристаллизации (к обнаружению сходных интонаций, сходных и параллельных конструктивных вех, например кадансов) и тенденции ко все более интенсивному ощущению состояния неустойчивого равновесия, т. е. к разрушению тождественных и повторных моментов путем внедрения непривычных, неожиданных, прихотливых интонаций и путем разбивания или раздви-жения конструктивных норм. В дальнейших стадиях это переходит в борьбу актуальных, стимулирующих движение факторов с традиционными композиционными схемами. Актуальный возбуждающий и продолжающий движение (а следовательно, удлиняющий форму) фактор — величина отнюдь не постоянная. В музыке все измеряется соотношениями, всегда изменчивыми. Один и тот же фактор в одну эпоху может быть революционно-интонационным («выразитель новых чувствований»), а в другую — мертвым, задерживающим развитие музыки, лишенным выразительности приемом. Например, совершенный каданс в эпоху своего формирования был фактором прогрессивным, а для Вагнера в «Тристане» наоборот, преодоление традиционно замыкаемого и ограничиваемого кадансом «классического» периода являлось движущей силой: иначе, как через это противоречие,<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *