=282=
запоминание немыслимо без деятельности сравнения, различения и выделения звукосочетаний в процессе их чередования. Иначе говоря, восприятие вторично организует организованное (композитором) движение. Это может происходить только в силу того, что самое строительство музыки, организация звукодвижения или — что то же самое — обнаружение музыки в закономерном сопряжении интонируемых элементов (музыкальная форма) совершается согласно условиям возможностей восприятия по навыкам (они в ряде повторений становятся обязательными факторами усвоения); которые выработались в силу социальной необходимости. Все более и более интенсивная эволюция музыкальных форм и их усложнение и укрупнение стали возможными в Европе только тогда, когда коллективное сознание шаг за шагом выковывало и усваивало в интонационном опыте веков рациональнейшее соотношение звукоэлементов, из которых очень постепенно выработалась наша современная темперированная система. Если бы предположить, что процесс происходил наоборот и что лишь особо одаренные в музыке люди усвоили бы соотношения 12 семиступенных гамм мажора, а остальной массе тональное чувство в этой своей форме осталось бы чуждым,— ни музыка Баха, ни Бетховена, ни кого бы то ни было социально не существовала бы или была бы не той, какой ее знало и знает человечество.
  Итак, если музыкальная форма есть процесс обнаружения музыки в закономерном сопряжении интонируемых элементов,
  то можно сказать и обратно, что обнаружение музыки происходит через процесс оформления звучащего материала (мне думается, что допустимо и понятие звучащего вещества). Этот
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *