=281= звукосочетаний, в основе чего, как было сказано, предполагается запас в сознании уже устоявшихся интонаций; без них, т. е. находясь в чуждой данной среде интонационной системе, трудно «понимать» музыку, что и происходит, когда индус или китаец слушает европейскую музыку и, обратно, европеец — музыку чуждых ему культур). Когда к музыке привыкают, то восприятие звукосочетаний происходит уже по
инерции и энергия «вслушивания» переходит в стадию «наслаждения» музыкой.
По мере усвоения той или иной звукосистемы некоторые звукосочетания становятся настолько привычными, что воспринимаются как нечто само собою разумеющееся, всегда существовавшее — воспринимаются либо как «непосредственное содержание», либо — если речь идет о почти потерявших выразительность и ставших как бы звукоформулами интонациях, например гаммы, арпеджио,— как своего рода строительный материал, как нейтральные контруктивные элементы. Коллективное сознание «забывает», что эти элементы тоже окристаллизовыва-лись очень долго, что над их отбором и усвоением трудились многие поколения. Так, профессионалам-музыкантам теперь кажется, что приемы перехода из одной тональной сферы в другую, соотношения тоники и доминанты, соединение трезвучий и тому подобные легко пользуемые приемы всегда существовали, а не вырабатывались в течение долгого времени в итоге громадных усилий и опытов («борьба интонаций за существование»).
Без «гимнастики запоминания» нет прогресса восприятия музыки и нет эволюции музыкальной культуры. А<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *