=28=
интонирования: будет ли то окристаллизовавшаяся схема сонатного аллегро, или система кадансов, или формулы ладов и звукорядов — за всем этим кроется длительный процесс нащупывания, исканий и приспособлений наилучших средств для наиболее «доходчивого» выражения, т. е. такого рода интонаций, которые усваивались бы окружающей средой через формы музицирования возможно продуктивнее. В сущности, при неприятии той или иной средой какой-либо новой для нее музыки, хотя эта музыка, как обычно оказывается впоследствии, была вполне современной для эпохи, относившейся к ней с недоверием,— большую роль играют непривычные формы выражения этой музыки. Люди, прекрасно осознавшие свою эпоху во многих областях ее проявления, могут не ощутить этой эпохи в современной ей музыке, как и музыканты, создающие созвучные их времени произведения, могут не оценить важнейших им современных событий (Визе не в состоянии был постигнуть значение Парижской коммуны, а между тем его «Кармен» была отраженным протестом [против] того же строя, против которого выступала Коммуна,— протестом в смысле резкого «переключения» привычек парижского Оперного театра на новый жизненный путь, протестом — пусть слабым в сравнении с политическим выступлением коммунаров, — но ярким в своей области и рожденным в атмосфере, в которой родилась и Коммуна). Когда я здесь говорю о необычных формах выражения, я не разумею манеры воплощения музыки, т. е. жанр
  и характер исполнительства, а имею в виду прежде всего формы интонирования, в каких обнаруживает себя музыка, и прежде всего систему интонаций, присущих той или иной
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *