=278=
строгими блюстителями образцовых форм-схем, обычно бывают и разрушителями этих схем.
  Я только что сказал, что процесс музыкального формова-
  1
  
ния — процесс диалектический. Он не может быть иным. Форма — не абстракция. Совсем не парадоксальным было бы утверждение, что форма — такое же средство обнаружения или выявления социального бытия музыки, как инструмент (недаром же в образовании форм прослеживается влияние инструментария эпохи их возникновения). Повторяю: в отношении музыки — это не парадокс. То, что инструмент осязаем, а формы — не осязаемы, дела не меняет. Не организованная человеческим сознанием акустическая среда еще не составляет музыки. Самые примитивные стадии отбора среди акустических явлений средств музыкального выражения указывают на длительный процесс оформления и кристаллизации оформленного. Известно, что звукоряды, прежде чем появиться в работах теоретиков в виде отвлеченных от живой музыки рядов (восходящие или нисходящие формулы соотношений отдельных тонов), усваиваются памятью практически и бытуют в виде характерных для каждого лада мелодических формул-напевов или по-певок.
  Форма как процесс и форма как окристаллизовавшаяся схема (вернее: конструкция)—две стороны одного и того же явления: организации движения социально полезных (выразительных) звукосочетаний. Я сейчас не говорю о стимулах этой организации и стимулах интонационного отбора, т. е. о содержании, обусловливающем музыку как один из видов идеологии, и не собираюсь здесь вскрывать понятие содержания, что я делаю в другом месте.1
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *