=277= неподвижного музыкального материала вообще нет. Естественно, что принципы этой организации — принципы не индивидуального сознания, а принципы социальные. Они вырастают из практических потребностей, среда их усваивает, отбирает наиболее необходимые. Практические потребности раздвигают свои рамки по мере развития культуры: от интонаций, закрепившихся в той или иной среде в силу непосредственно утилитарных целей (сигнализация, первобытная магия и медицина и т. д.), музыка восходит до сложных звукосочетаний со строгим разграничением их функций — и становится объектом эстетического наслаждения, но и на этом пути ни один вид музыки не выживает, если он не усвоен социально, если средства выражения, присущие данному виду, не представляют собой результатов социального отбора и дальнейших вариантов этих данных. Чем являются в музыке так называемые классические произведения и целые эпохи классицизма, как не периодами творчества, когда организация материала достигает такой степени понятности и обязательности для воспринимающей среды, что принципы этой организации и формы ее становятся далеко вперед, для нескольких поколений, нормативными, а творимая на этой базе музыка считается образцовой.
Классические формы — итог длительного социального отбора наиболее устойчивых и полезных интонаций. Но и их, конечно, нельзя мыслить окаменелыми и застылыми, потому что процесс формования музыки никогда не останавливается, являясь процессом диалектическим, и музыки, абсолютно соответствующей некиим идеальным абстрактным схемам, не бывает. Композиторы, которых рациональная эстетика считает создателями<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *