=276=
впоследствии, была вполне современной для эпохи, относившейся к ней с недоверием,— большую роль играют непривычные формы выражения этой музыки. Люди, прекрасно осознавшие свою эпоху во многих областях ее проявления, могут не ощутить этой эпохи в современной ей музыке, как и музыканты, создающие созвучные их времени произведения, могут не оценить важнейших им современных событий (Визе не в состоянии был постигнуть значение Парижской коммуны, а между тем его «Кармен» была отраженным протестом [против] того же строя, против которого выступала Коммуна,— протестом в смысле резкого «переключения» привычек парижского Оперного театра на новый жизненный путь, протестом — пусть слабым в сравнении с политическим выступлением коммунаров, — но ярким в своей области и рожденным в атмосфере, в которой родилась и Коммуна). Когда я здесь говорю о необычных формах выражения, я не разумею манеры воплощения музыки, т. е. жанр
  и характер исполнительства, а имею в виду прежде всего формы интонирования, в каких обнаруживает себя музыка, и прежде всего систему интонаций, присущих той или иной данной эпохе (от гамм до гармонических функций, от примитивной речита-ции до сложной полифонии, от простейшего инструментального наигрыша до симфонических вариаций). *
  Форма — не только конструктивная схема. Форма, проверяемая на слух, иногда несколькими поколениями, т. е. непременно социально обнаруженная (иначе — как и где она могла бы окристаллизоваться),— организация (закономерное распределение во времени) музыкального материала, иначе говоря, организация музыкального движения, ибо неподвижного
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *