=272=
первичных форм музыки» (218), в «интонационном отборе» интервалов он видит обнаружение стиля в музыке.
  К вопросам о «тоне», «тонности», «интервалике» Асафьев на протяжении своего исследования возвращается постоянно, вводя одновременно еще одно раскрывающее эти явления понятие ■— «вокальвесомость», выросшее из утверждения (вслед за Серовым) вокальной природы самого музыкального искусства. Одним из наиболее ярко характеризующих «вокальвесомость» является следующее высказывание Асафьева: «Если не воспитать в себе до совершенства «вокального», т. е. «весомого», ощущения напряженности интервалов и их взаимосвязи, их упругости, их сопротивления, нельзя понять, «что такое интонация в музыке», нельзя понять процессов исторической эволюции музыки.. . и принципов развития (а не «разработки») и формы, постигаемой в развертывании смысла, т. е. в процессе. Больше того: нельзя воспитать в себе композиторского внутреннего слуха. Все великие певцы ощущали в своем голосе каждый тон и его отношение к другим тонам их голосового движения» (226—227). Позже, в незаконченном исследовании «Слух Глинки», Асафьев вводит термин «тон-ячейка», объединяя в нем как смысловом микроэлементе свое процессуальное и структурное понимание формообразования в музыке.**
  Вокальной «напряженности интервалов», «вокальвесомости» Асафьев придает огромное значение и под этим углом зрения выдвигает с первых
  
же страниц книги и ряд частных, но крайне существенных закономерностей,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *