=271= человеческого, но «переосмысливает» закономерности их форм и составляющих форму элементов в свои музыкальные средства выражения» (212), Асафьев в книге «Интонация» стремится раскрыть сущность этих переосмыслений,
а вместе с этим установить ряд специфических для музыкального языка, а следовательно, н для музыкального интонирования закономерностей. Основными из них являются положения о тоне или «тонности» и об интервалике — явлениях, присущих и речи словесной, и музыке, но в условиях последней имеющих свои особенности.
Понятие «тонность» раскрывается Асафьевым как естественное выявление «человеческой речи чувств» (355), всегда связанной с человеческим голосом, с дыханием. В процессе «тонности», «тонового» голосового напе-вания и раскрывается, по Асафьеву, смысл музыки как искусства общения.* А отсюда рождается и один из основных вариантов определения самого понятия интонации: «состояние тонового напряжения», обусловливающего и речь словесную, и речь музыкальную. Но «тон», «тонность» в музыке связана с качеством интервалики как соотношений между различными высотными точками произносимой речи. Если в словесной речи интервал в высотном его качестве до известной степени относителен и дает возможность лишь приблизительно установить высотные границы двух сопряженных точек, то в музыке именно интервал и является «точным определителем эмоционально смыслового качества интонации» (355) и трактуется Асафьевым как выразительный элемент, как «одна из первичных<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *