=270=
отбора как процесс пассивный, а, напротив, все время стремится подчеркнуть его активность, обращая внимание на характер и качество самой направленности интонационного отбора. В этом: отношении, например, интересна его характеристика Гайдна как автора культовых сочинений и как автора произведений, основанных на сфере «общительных» интонаций крестьян, ремесленников, подмастерьев, обитателей деревень и предместий Вены или ее славных пригородов» (281).
  Наблюдаемый в музыке процесс обновления музыкальной речи, наи-более интенсивно протекающий в периоды значительных общественных изменений, характеризуется Асафьевым как «борьба за новый смысл музыки, а значит, и доказательство признания за музыкой ее идейного значения» (305). Поэтому широкое применение в его работах, в частности и в данной книге, находит термин «переинтонирование». Суть этого явления, по Асафьеву, не в механическом перенесении тех или иных попевок, мелодических оборотов из эпохи в эпоху, а именно в синтезе старых и новых интонаций, в новом смысловом контексте, рожденном изменившимся строем общественной жизни, т. е. в «переосмыслении напевов», в «переводе их в новый эмоциональный строй» (305).*
  Введенные Асафьевым понятия «интонационный словарь», «интонационное обновление», «переинтонирование» все шире и шире входят в труды русских и зарубежных музыковедов и всегда способствуют конкретности и исторической обоснованности музыкального анализа.
  Утверждая, что музыкальная интонация «никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой)
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *