=269=
внимание на то, «что явления, интонационно-органически подготовленные предшествующей кризису эпохой и связанные с передовыми идеями в росте общественного сознания, кризисом интонаций не отметаются, но осмысляются, вкореняются и переходят в высшее художественное качество» (359). Один из примеров — анализ связи бет-ховенского интонационного мышления с музыкой эпохи французской революции и зародившейся еще до нее сонатности, в новом своем качестве расцветшей в бетховенском симфонизме. Страницы о Бетховене — одни изь самых ярких в книге — наиболее конкретно раскрывают интонационное: учение Асафьева.
  В своей постановке вопроса об интонационном словаре и его обновлении Асафьев вводит критерий «общественного уха» (355) как критерий реалистичности, народности и доступности музыкальных сочинений слуху широких народных масс. «Когда композитор опирается на интонационный «капитал» эпохи, на «сумму музыки», прочно осевшую в общественном, сознании, в мыслях и эмоциях современников (следовало бы добавить — современных прогрессивных, передовых.— Ред.), он обнаруживает реалистичность своего метода» (281). И «чем сильнее ощущается — пусть в сложнейших интеллектуально-музыкальных произведениях — обобщенный данной эпохой круг выразительных музыкальных интонаций, тем безусловнее жизнеспособность этой музыки», — утверждает Асафьев. И наоборот: «чем субъективнее в интонационном отношении «язык» композитора, тем труднее и короче жизнь его музыки» (358).
  Однако, ставя так вопрос, Асафьев отнюдь не упрощает данные явления, не рассматривает процесс отбора
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *