=268= происходит обновление музыкально-интонационного словаря, а вместе с этим «и более глубокие перестройки звукомышления» (357, 358. Разрядка моя.— Ред.). В этих трех тезисах ярко выражена сущность постановки Асафьевым: вопроса об интонационном словаре и его изменениях, вызванных изменениями общественного сознания эпохи. Опираясь на них, он рассматривает и проблему жизнеспособности музыкальных сочинений, становление ил устойчивость исторических стилей и жанров, проблемы народности, национальности музыки, «общительности» музыкального языка, Особо следует в связи с такой постановкой вопроса обратить внимание на следующий характерный фрагмент:
«. . .Интонационно-реалистическое понимание формы как процесса и как становления мысли-идеи находится в тесном соприкосновении со всеми: стилевыми явлениями как непосредственными выразителями интонационных «бурь и натисков» — барометрами общественного сознания. Значит,, форма как становление, как процесс всегда развертывает и отражает перед воспринимающим сознанием самые реальные, самые живые действующие силы музыки: интонационно содержание отлагается первее и непосредственнее всего в стилевых комплексах, из которых далеко не все ш даже очень немногие кристаллизуются в устойчивые формы, оставаясь пе-ременными качествами музыкального становления как образного мышления» (219).
Под этим углом зрения Асафьев делает многочисленные наблюдения; над историческим развитием европейской музыки, особенно над эпохами больших сдвигов в музыкально-интонационном слуховом опыте. Причем он настойчиво обращает внимание<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *