=260= Ленинградской консерватории новая практика преподавания композиции, ярко представленная школой В. В. Щер-бачева, которая также выдвигала на первый план живое, слуховое восприятие музыки, принципы мелодического становления музыкальной формы в ее развитии и резко выступала против закостенелых догм и канонов в искусстве.
Новаторская по своему содержанию и органично сочетающая теоретический аспект исследования с глубоким историзмом, книга о форме
■опирается на широкий круг работ в области музыкознания, а в отдельных случаях и языкознания. Обширна и привлекаемая автором музыкальная литература, обнимающая в своей совокупности музыкальное искусство от эпохи раннего средневековья до начала XX столетия. Особенно большое место в книге уделяется анализу творчества Баха и Бетховена.
По первоначальному замыслу первая книга о форме должна была включить в себя анализ как инструментальной музыки, так и вокальных жанров. В сохранившемся плане-конспекте есть, например, специальные разделы, посвященные роли слова и поэтической метрики как музыкальных факторов, характеристике музыкально-поэтических малых форм, вопросам связи музыки и театра и эволюции оперы.*
В дальнейшем Асафьев отказался от этого намерения по причинам, о которых он пишет сам в конце основного раздела книги (178).
* * * Если в первой книге о форме само обоснование понятия «интонация» дано Асафьевым как одно из добавлений к тексту исследования, то вторая книга вся целиком имеет заголовок •—■ «Интонация». Именно в этой части интонационная теория<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *