=258= музыкального искусства и ведущим к формализму. Отрыв формы от интонации, по его словам, доводит «до абсурда дуализм формы и содержания» (60).
Противопоставляя свое учение о форме-процессе сложившейся практике анализа лишь формы-схемы в ее статике, Асафьев, естественно, уделяет специальное внимание вопросу о силах, обусловливающих и организующих музыкальное развитие, и «изучению их действия» (52). При этом он специально подчеркивает, что это — действующие силы, «возникающие в самом процессе интонирования, а не мифические первопричины» (52).
В этом же аспекте, т. е. в неразрывной связи с самим звуковым материалом музыки («звучащим веществом», по терминологии Асафьева тех
лет), Асафьев понимает и часто употребляет термин «энергия», вкладывая в это понятие совокупность тех внутренних стимулов, причин, которые обусловливают интонационное развитие музыкального произведения.*
Исходя из избранного им принципа классификации музыкальных форм, Асафьев прежде всего подразделяет их на две большие группы:
1. Формы, базирующиеся на принципе тождества.
2. Формы, базирующиеся на принципе контраста.
Тождество и контраст (в различных их разновидностях) Асафьев рассматривает как два основных музыкальных фактора, в своей совокупности и взаимосвязанности являющихся основными элементами музыкального развития. «Контрастность ощущается лишь при наличии элементов тождественных»,—-утверждает Асафьев (127), а весь процесс формообразования в целом — это, по его мнению, диалектический процесс «с постоянным сосуществованием противоположностей»<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *