=25= Позже, в незаконченном исследовании «Слух Глинки», Асафьев вводит термин «тон-ячейка», объединяя в нем как смысловом микроэлементе свое процессуальное и структурное понимание формообразования в музыке.**
Вокальной «напряженности интервалов», «вокальвесомости» Асафьев придает огромное значение и под этим углом зрения выдвигает с первых
же страниц книги и ряд частных, но крайне существенных закономерностей, наблюдаемых в развитии музыкального искусства. Как пишет он сам, это делается для того, чтобы «свободно разбираться в данном исследовании — обосновании музыкальной интонации» (222).
Речь идет о четырех закономерностях в музыкальном интонировании, связанных с мелодической и гармонической выразительностью музыки:
1 ) необходимость обратного движения при интонировании «по скачкам»;
2) постоянно наблюдаемое перемещение и замена опорных тонов или «точек» лада и изменение направлений от тоники к тонике;
3) интонационное расцвечивание слухом как «приставки» какого-либо тона или полутона («аберрация слуха»);
4) различная роль тональности: как тембрового проявления лада и как «явления интонационно-мелодического, когда усложненный лад может вмещать в себе несколько тональных комплексов» (223).
Развивая в дальнейшем изложении книги свою мысль об этих четырех закономерностях, Асафьев выдвигает и ряд новых интересных положений, направленных на выявление различных особенностей музыкальной речи. Так, например, при более подробном освещении<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *