=247= отсутствие перерывов между частями цикла превращает его в многогранное единство, подобное упомянутому вступлению к «Мейстерзингерам» или Сонате Листа. Нередко даже сведенные
в непрерывный ряд отделы сонаты и симфонии остаются отделами, а не слитными стадиями данного единства. Более или менее удачное разрешение проблемы формы «слитного цикла» зависит от многих причин, от органических трансформаций остинатных или стержневых элементов (ритмические, мелодические, гармонические тождественные комплексы) — в первую очередь. Но такие трансформации трудны, и иногда даже у Листа — мастера тематических метаморфоз — видно, что тема надевает чуждую ей маску, а не перевоплощается.
Частью к данному отделу, частью к предшествующему (замкнутые построения связного типа, но с сохранением разрезов) надо отнести формы вокальной арии da capo.
Вполне сюда относятся токкаты и все виды сонатно-симфо-нического аллегро (увертюры и т. д.), в которых становление достигает безусловной слитности, но проявляется в многозначных (тематических) противопоставлениях.
В заключение перечислю те динамические факторы и действующие силы, из разнообразного и многогранного проявления которых состоит становление музыки перечисленных видов формования и окристаллизовавшихся форм (осознанных как единства):
принцип тождества и принцип контраста в их взаимной обусловленности создали возможность расширения пределов музыкального движения и выражают его динамическую сущность;
из различных степеней контраста — от простого сопоставления или чередования<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *