=246=
нарастаний: из. казалось бы. мозаичных
  частиц (повторные интонации типа
  
организуется «цепко» связанное единство. В конце опять прием срыва нарастания о вертикаль.
  Не привожу примеров из второй части «Wohltemperiertes Klavier», но, кроме прелюдий Баха, великолепные образцы «динамических одночастностей» имеются среди 24 прелюдий Шопена, начиная с первой. Но дальше, по мере того как прелюд терял свои динамические свойства, превращаясь в «модуляционное прелюдирование», он становился все более рыхлым.* «Звукопись настроений», «зарисовка эмоциональных вспышек» стимулировали чрезвычайно «вкусные» созвучия, но за счет динамики композиции. Таковы многие прелюды Скрябина. Наоборот, импрессионистские прелюдии Дебюсси обманывают своей «иллюзорностью» и изысканностью музыки: их костяк прочный, концепция объединяется обычно стержневой попев-кой (или комплексом тем), но музыка скорее «переливается», ослепительная или изнеженная, чем растет и волнуется. Это творчество интеллектуально сильного композитора богатейшей, но усталой культуры;
  г) формы слитного политематического движения, но представляющие собою стянутые, сжатые, сконцентрированные со-натно-симфонические циклы с более или менее выделенными отделами-стадиями. Таково вступление к «Мейстерзингерам» Вагнера. Многие симфонические поэмы (Листа, Рих. Штрауса, Чайковского и др.), некоторые из одночастных сонат (как Соната Листа) представляют собою формы слитного движения. Но не все — сконцентрированные циклы, потому что не всегда отсутствие
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *