=245=
разработки хоралов и т. п.);
  в)   формы слитного монотематического движения, представляющие собою развитые одночастные построения динамического характера: точка отправления—интонационно четкий, как вождь фуги, звукокомплекс — служит в них толчком или разбегом такой силы, что определяет собою все становление. Оно следует из этого толчка — связное (все элементы сцеплены друг с другом, как колесики часового механизма), равномерное и логически стройное.
  Лучшие образцы данного вида становления, по которым его и следует изучать, это большая часть прелюдий из «Wohltemperiertes Klavier» Баха, как-то из первой части: C-dur, c-moll (движение, непрерывное и равномерное, в своей предельной стадии «ударяется» о вертикаль и некоторое время «расплывается» в каденце, после чего вскоре тормозится — это довольно частый прием построения коды у Баха), Cis-dur, cis-moll, D-dur (прием срыва, как и'в с-тоП'ной прелюдии), d-moll, es-moll (остинатный ритм-фон, на котором извивается капризная мелодическая линия), E-dur (плавная волнообраз-
  
пая мелодия как стимул непрерывного развертывания), F-dur, G-dur, g-moll, As-dur (однотактный комплекс как своего рода ostinato или motto всего движения), то же в прелюдии a-moll. В прелюдии B-dur прием «срыва» стремительного бега музыки «ударом» о вертикаль повторяется несколько раз во второй стадии движения: получается смена усилий (движение возобновляется) и новых препятствий. Кроме того, в этой же прелюдии бег гармонических фигурации чередуется со стремительными линиями мелодических фигурации. В-то1Гная прелюдия — прелюдия волнообразных
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *