=244= рондо — не разработка, не арена борьбы или всестороннего обнаружения контрастных идей, а проведение новых мелодий, опять-таки группирующихся около рефрена как стержня. Намеки на тематическое развитие—это переходные стадии в рондо, тогда как в сонате и симфонии именно «переходность» (т. е. те моменты становления, в которых главную роль играют не статически-последовательные обнаружения мелодий, а контрастные противопоставления тематических элементов) становится центром, динамической сущностью движения. Движение превращается
в развитие. Объективный показ мелодий — в драматическое становление. Моцартовские стройные, уравновешенные рондо стоят на переломе. Бетховен драматизирует свои рондо и насыщает их симфонической разработкой. Наоборот, о Шуберте можно сказать, что он и свои сонатно-симфонические аллегро в силу песенного характера их становления приближает к рондо;
д) о сонатно-симфоническом аллегро как о замкнутом типе построения с сохранением (частичным) разреза—повторение экспозиции и четкое отграничение ее от разработки — здесь говорить уже не приходится.
Замкнутые построения с полной слитностью отделов и большей частью с непрерывно-равномерным движением: а) формы на основе cantus firmus'a — формы, связанные остинатным басом (пассакальи, чаконы), словом, на тождественной основе (на объединяющем движение стержне);
б) формы, обусловленные передвижением и прорастанием! тождественного (остинатного) материала: имитация, канон, фуга.*
Между этими видами располагаются многообразные их «варианты» (например, ричеркары, некоторые виды прелюдий,<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *