=23=
жизни, т. е. в «переосмыслении напевов», в «переводе их в новый эмоциональный строй» (305).*
  Введенные Асафьевым понятия «интонационный словарь», «интонационное обновление», «переинтонирование» все шире и шире входят в труды русских и зарубежных музыковедов и всегда способствуют конкретности и исторической обоснованности музыкального анализа.
  Утверждая, что музыкальная интонация «никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) тела человеческого, но «переосмысливает» закономерности их форм и составляющих форму элементов в свои музыкальные средства выражения» (212), Асафьев в книге «Интонация» стремится раскрыть сущность этих переосмыслений,
  
а вместе с этим установить ряд специфических для музыкального языка, а следовательно, н для музыкального интонирования закономерностей. Основными из них являются положения о тоне или «тонности» и об интервалике — явлениях, присущих и речи словесной, и музыке, но в условиях последней имеющих свои особенности.
  Понятие «тонность» раскрывается Асафьевым как естественное выявление «человеческой речи чувств» (355), всегда связанной с человеческим голосом, с дыханием. В процессе «тонности», «тонового» голосового напе-вания и раскрывается, по Асафьеву, смысл музыки как искусства общения.* А отсюда рождается и один из основных вариантов определения самого понятия интонации: «состояние тонового напряжения», обусловливающего и речь словесную, и речь музыкальную. Но «тон», «тонность»
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *