=22=
реалистичность своего метода» (281). И «чем сильнее ощущается — пусть в сложнейших интеллектуально-музыкальных произведениях — обобщенный данной эпохой круг выразительных музыкальных интонаций, тем безусловнее жизнеспособность этой музыки», — утверждает Асафьев. И наоборот: «чем субъективнее в интонационном отношении «язык» композитора, тем труднее и короче жизнь его музыки» (358).
  Однако, ставя так вопрос, Асафьев отнюдь не упрощает данные явления, не рассматривает процесс отбора как процесс пассивный, а, напротив, все время стремится подчеркнуть его активность, обращая внимание на характер и качество самой направленности интонационного отбора. В этом: отношении, например, интересна его характеристика Гайдна как автора культовых сочинений и как автора произведений, основанных на сфере «общительных» интонаций крестьян, ремесленников, подмастерьев, обитателей деревень и предместий Вены или ее славных пригородов» (281).
  Наблюдаемый в музыке процесс обновления музыкальной речи, наи-более интенсивно протекающий в периоды значительных общественных изменений, характеризуется Асафьевым как «борьба за новый смысл музыки, а значит, и доказательство признания за музыкой ее идейного значения» (305). Поэтому широкое применение в его работах, в частности и в данной книге, находит термин «переинтонирование». Суть этого явления, по Асафьеву, не в механическом перенесении тех или иных попевок, мелодических оборотов из эпохи в эпоху, а именно в синтезе старых и новых интонаций, в новом смысловом контексте, рожденном изменившимся строем общественной
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *