=20=
«запас» выразительных, всегда «на слуху лежащих», звукообразований, вплоть до характерных интервалов». (357. Разрядка моя — Ред.).
  2.   «В этом словаре, естественно, преобладают «мелодийные образования», попевки, как наиболее органическое — в музыке — обнаружение интонационное™ («тонус речи»), свойственной каждому человеческому «произнесению звука (в тоне или слове)» (357).
  3.   «. . .В кризисно-интонационные эпохи... по линии мелодических новообразований обычно и происходит обновление музыкально-интонационного словаря, а вместе с этим «и более глубокие перестройки звукомышления» (357, 358. Разрядка моя.— Ред.).
  В этих трех тезисах ярко выражена сущность постановки Асафьевым: вопроса об интонационном словаре и его изменениях, вызванных изменениями общественного сознания эпохи. Опираясь на них, он рассматривает и проблему жизнеспособности музыкальных сочинений, становление ил устойчивость исторических стилей и жанров, проблемы народности, национальности музыки, «общительности» музыкального языка, Особо следует в связи с такой постановкой вопроса обратить внимание на следующий характерный фрагмент:
  «. . .Интонационно-реалистическое понимание формы как процесса и как становления мысли-идеи находится в тесном соприкосновении со всеми: стилевыми явлениями как непосредственными выразителями интонационных «бурь и натисков» — барометрами общественного сознания. Значит,, форма как становление, как процесс всегда развертывает и отражает перед воспринимающим сознанием самые реальные, самые живые действующие силы музыки:
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *