=15=
человеческого интеллекта, особая «образно-интонационная» форма его мышления (336). Интонирует только человек. (Звучания в природе, как бы они ни приближались к музыкальным звучаниям, еще не есть интонация в асафьевском понимании этого термина.) На протяжении изложения своей книги «Инто-янация» Асафьев неоднократно и настойчиво возвращается к утверждению основного для него тезиса, что музыка как одна из форм «образно-познавательной деятельности сознания» есть «образно-звуковое отображение действительности» (344. Разрядка моя.—■ Ред.).
  Как и в первой книге, Асафьев рассматривает музыкальное искусство как один из видов «временных» искусств, раскрывающих свое содержание «во времени», т. е. в постепенном становлении и развертывании художественного образа — в процессе интонирования. В течение этого процесса :и раскрывается «звукообразный смысл» музыкального сочинения.
  Интонация, по Асафьеву, связывает все происходящее в музыке: творчество, исполнение, слушание. Она же связывает музыку и со словесной речью человека, и со словесными искусствами (поэзией, литературой, театром), часто уточняя, комментируя, раскрывая подлинный смысл, заложенный в словах.
  Музыкальное интонирование — это образно-музыкальная речь, в процессе которой так же, как и в процессе речи словесной, создается контакт между композитором — исполнителем — слушателем, устанавливается духовное общение, притом эта речь необычайно богата по своему содержанию, по своим выразительным возможностям. «Содержание, — по словам Асафьева, — слито с и н тонацией как звукообразный смысл»
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *