=12=
непосредственно связана с опытом его практической педагогической работы в Ленинградской консерватории, начатой им в 1925 году. Различные исторические и теоретические курсы, которые он здесь вел, явились во многом творческой лабораторией для проверки теоретических положений. И не случайно сам Асафьев в одном из писем к Н. Я. Мясковскому характеризовал свою работу о форме как нечто среднее между специальным исследованием и учебником. Несомненно сыграла свою роль и развивавшаяся в эти годы в Ленинградской консерватории новая практика преподавания композиции, ярко представленная школой В. В. Щер-бачева, которая также выдвигала на первый план живое, слуховое восприятие музыки, принципы мелодического становления музыкальной формы в ее развитии и резко выступала против закостенелых догм и канонов в искусстве.
  Новаторская по своему содержанию и органично сочетающая теоретический аспект исследования с глубоким историзмом, книга о форме
  
■опирается на широкий круг работ в области музыкознания, а в отдельных случаях и языкознания. Обширна и привлекаемая автором музыкальная литература, обнимающая в своей совокупности музыкальное искусство от эпохи раннего средневековья до начала XX столетия. Особенно большое место в книге уделяется анализу творчества Баха и Бетховена.
  По первоначальному замыслу первая книга о форме должна была включить в себя анализ как инструментальной музыки, так и вокальных жанров. В сохранившемся плане-конспекте есть, например, специальные разделы, посвященные роли слова и поэтической метрики как музыкальных
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *