=11=
тождества.
  2.   Формы, базирующиеся на принципе контраста.
  Тождество и контраст (в различных их разновидностях) Асафьев рассматривает как два основных музыкальных фактора, в своей совокупности и взаимосвязанности являющихся основными элементами музыкального развития. «Контрастность ощущается лишь при наличии элементов тождественных»,—-утверждает Асафьев (127), а весь процесс формообразования в целом — это, по его мнению, диалектический процесс «с постоянным сосуществованием противоположностей» (57).
  В пределах первой книги о музыкальной форме складываются и ведущие предпосылки для социально-исторического обоснования интонационной теории развития музыкального искусства, в частности для понимания таких явлений, как «интонационный словарь» и «интонационное обновление» (или, как называет в отдельных случаях Асафьев, «интонационный кризис»),— предпосылки, которые находят широкое освещение во второй книге.
  Здесь же ясно намечается путь и к рассмотрению музыки не только как процесса творчества, но и как процесса восприятия. Именно в связи со вторым аспектом Асафьев обычно пытается дать и социальное обоснование роли искусства. Таким образом, на данном этапе его научной деятельности проблема «социального обнаружения» музыки превалирует в его работах над проблемой «социального содержания» музыкального искусства. Этот вопрос всесторонне и значительно глубже освещается Асафьевым в 40-е годы.
  Первая книга Асафьева «Музыкальная форма как процесс» явилась не только теоретическим обобщением научной работы автора над данной проблемой, но
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *