=10=
книги, так как суммирует в себе главное — понимание Асафьевым в конце 20-х годов самой проблемы музыкальной интонации — проблемы интонационной специфики музыкального искусства.
  Особенностью книги является классификация в ней музыкальных форм по принципу их развития, а не по итоговым конструкциям. Систематизацию форм только «в чисто конструктивном отношении», без учета процесса их интонационного становления, Асафьев считает методом, не дающим возможности раскрыть основные закономерности музыкального искусства и ведущим к формализму. Отрыв формы от интонации, по его словам, доводит «до абсурда дуализм формы и содержания» (60).
  Противопоставляя свое учение о форме-процессе сложившейся практике анализа лишь формы-схемы в ее статике, Асафьев, естественно, уделяет специальное внимание вопросу о силах, обусловливающих и организующих музыкальное развитие, и «изучению их действия» (52). При этом он специально подчеркивает, что это — действующие силы, «возникающие в самом процессе интонирования, а не мифические первопричины» (52).
  В этом же аспекте, т. е. в неразрывной связи с самим звуковым материалом музыки («звучащим веществом», по терминологии Асафьева тех
  лет), Асафьев понимает и часто употребляет термин «энергия», вкладывая в это понятие совокупность тех внутренних стимулов, причин, которые обусловливают интонационное развитие музыкального произведения.*
  Исходя из избранного им принципа классификации музыкальных форм, Асафьев прежде всего подразделяет их на две большие группы:
  1.   Формы, базирующиеся на принципе тождества.
  2. 
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *