Академик Б. АСАФЬЕВ (ИГОРЬ ГЛЕБОВ)
Музыкальная форма как процесс
КНИГИ ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ
Редакция, вступительная статья
и комментарии
Е.М. ОРЛОВОЙ
ИССЛЕДОВАНИЕ АСАФЬЕВА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА КАК ПРОЦЕСС» Две публикуемые книги Б. В. Асафьева о музыкальной форме созданьв в различные периоды его научной деятельности.
Первая написана в основном в течение 1925 года, окончательно подготовлена к печати в 1929 и издана в 1930 году. Вторая — в период ленинградской блокады (дата окончания рукописи — 24 января 1942 г.) и опубликована впервые в 1947 году, т. е. за два года до смерти ее автора.
Замышлялась третья книга, которая должна была, по словам Асафьева,, осветить «вопросы формы и стиля как явлений интонации».* «Стиль и форма в их взаимодействии. .. составят третью книгу исследования „Форма как процесс"», — пояснял он.**
Первая книга явилась итогом многолетней работы Асафьева над вопросами интонационной специфики музыкального искусства, среди которых, одно из главных мест занимал вопрос об особенностях интонационного становления музыкальной формы.
По утверждению самого Асафьева, первые мысли о музыкальных формах «не как архитектонических «беззвучных» схемах, а как закономерном' процессе организации звучащего материала и его кристаллизации» (28) возникли у него еще в 1916—1917 годах. Можно утверждать, что на протяжении всех последующих за этим лет почти каждая из его работ в той* или иной степени касалась этого вопроса * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *