=7=
первого номера оратории «Избяная песня». Плавности мелодики интонации-прообраза противопоставлено плясовое движение «перевертыша», отмеченное сильной мелодической и ритмической изломанностью синкопированного ритма; диатонике – хроматика дважды гармонического минора и образующихся в нем тритонов, уменьшенных септим. Суть искажения заключена в начальном мотиве - первая квинта интонации «Богородицына тень» представлена здесь нисходящей тритоновой
  интонацией («fis-his» вместо «h-fis»). На тритоновой интонации целиком построена мелодико-гармоническая фактура хора и оркестра, а общее звучание имеет характер жесткой, моторной пляски. Таким образом, на жанрово-интонационном уровне - используя народно-бытовые элементы в сочетании с хроматикой, «деформирующей» прежнее диатоническое благозвучие интонации «Богородицына тень», раскрывается идея противопоставления светлых сил силам тьмы, всегда являющимся сильнейшим искажением Прекрасного. Однако, здесь также проявляется и единство сосуществования двух миров – мира горнего, Божественного и мира демонического. Именно это сосуществование и составляет полноту бытия, где каждое мгновение происходит свободный выбор человека между добром и злом. Такое взаимоисключающее единство ярко раскрывается в русском крестьянском бытопредставлении, освященном религиозными воззрениями, в которых генетически неразделимо соседствуют христианство и язычество, где рядом с освящающим избу иконостасом «живет» запечный бес (домовой), и гадают на Святки.
   2. «Уж я выйду на широку,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-14 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *