=4=
любимых сочинений Ю.Буцко. Определяя оперу как произведение «очень “умное”, “хитрое”», Юрий Маркович отмечает в нем использование аналогичного приема - отправной точкой для «переворачивания» является, пронизывающая сочинение и выстраивающая все его линии, колядка-«cantus firmus»8.
   Композитор замечает, что не делает это «искажение» сознательно, однако интонационные «перевертыши» возникают у Ю.Буцко не случайно – всякий раз это обретение новой выразительности, в чем заключается гениальное воплощение единства космоса человеческого бытия, «преизбытка жизни», по выражению Ф.Тютчева9, «жизни, льющейся через край»10, со всеми ее антиномичными проявлениями и соединениями.
   Стоит отметить, что такое противоречивое единство явлено особенно сильно в истории, культуре и менталитете русского человека. Вся отечественная литература (Ф.Достоевский, Л.Толстой, А.Чехов и др.) основана на множественности, оксюмороности свойств русской души, в которой уживаются совершенно противоположные миры, и не один из них не является окончательным. Чрезвычайно показателен в этом отношении исторический образ русского царя Ивана Грозного – этот клубок противоречий, заключающий в себе типичную модель «перевернутого» поведения11. Одновременное совмещение святости и богомерзкого поведения - особенность личности Ивана Грозного, Ю.Лотман определяет как самодурство - специфическое явление русской культуры, по сути, являющееся еще одним из сложных видов внутреннего противоречия12.
   Безусловно, это генетически закрепленное в русской культуре
<<<назад<<< * переход на стр. 1-14 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *