=2=
тяжесть труда («Песнь про молотьбу») и суровых испытаний («Невольничья песня») к трагической смерти («Песнь из Заонежья») и по-христиански просветленному концу («Песня странника»).
   Обращение композитора к творчеству Н.Клюева неслучайно3. В своей поэзии (сборники «Сосен перезвон» (1912 г.), «Песнослов» (1919г.), «Изба и поле» (1928 г.) и др.) поэт открывал красоту избяной, православной Руси, ее великую древнюю культуру, мир возвышенных духовных символов и глубины народной веры. Впервые, за всю историю русской поэзии, в творчестве Н.Клюева по-настоящему воспевается крестьянская изба – «подобие вселенной», «микрокосм»4.
   И эта «Русь деревянная» - клюевский «избяной рай» стали для Ю.Буцко образом безвозвратно утерянной России, традиционного русского уклада жизни. По словам композитора, Н.Клюев «нюхом чувствовал дух старообрядчества», разрушавшийся при жизни поэта и почти потерянный сегодня. Некогда впитавший эти традиции «древлего благочестия», Юрий Буцко осознает состояние современной России как историческую гибель традиций, поэтому отчасти его «Песнослов» – это своеобразный плач по утерянному русскому укладу, со всеми его характерными особенностями и подробностями, это попытка образами передать, как раньше жили на Руси - как работали и молились, как радовались и как плакали, как умирали. Именно в поэзии Н.Клюева проецируется мироощущение композитора, отсюда и выбор стихотворений оратории5.
   Оратория «Песнослов» - интонационно очень насыщенное сочинение. В нем нет «промежуточных» в смысловом отношении интонаций - все
<<<назад<<< * переход на стр. 1-14 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *