=7=
смирения (высочайшего смиренномудрия по определению святых отцов Церкви), не проявлена в этом произведении столь наглядно как темы покаяния и преображения в предыдущих сочинениях. Напротив, становление образа смирения происходит в течение всей оратории, и в полной мере обозначается лишь в окончании «Песнослова». Духовная брань, как и в жизни человеческой, происходит до самого конца, и воплощению этого весьма способствуют противоречивые образы вошедших в ораторию стихов Н.А. Клюева: страстная и страдающая Плясея – женщина из народа; «соседство» Святости и демонического мира, христианства и язычества. Все они оказываются включенными в традиционно народный контекст с сопутствующими тому образными атрибутами, как-то: крестьянская вера, быт, труд; трагедия несчастной любви, тюремной неволи, безвременной смерти.
   Идея становления смирения образуется в оратории «Песнослов» путем сложных интонационных взаимодействий – интонаций-«перевёртышей» – структурных преобразований, с помощью которых возникает новый тематический материал, искажающий или изменяющий первообраз. Интонации-«перевёртыши» выступают в оратории не только как особая форма интонационной работы или интонационной драматургии («структурная модуляция» (термин Ю.М. Буцко) – частый прием многих произведений композитора), но передают множество смысловых значений: воплощают идею «многомирия» – интерполярного единства бытия; борьбы противоположностей; отражают специфику поэзии и личности Н.А. Клюева. Смысл такой интонационной работы в значительной степени определяется и взаимодействием
<<<назад<<< * переход на стр. 1-15 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *