=6=
зерно» француза, священника-кальвиниста Бенуа Д’Дарделя7 отразилась в нетипичной для композитора форме изложения музыкальных и религиозных идей – французская поэзия наложила отпечаток на интонационные и жанрово-стилистические особенности кантаты. В результате, центральная в произведении тема – тема духовного преображения представлена в «Метаморфозах» в богатом многообразии смысловых оттенков. Музыкальный язык композитора раскрывается во «французской» интонационности.
   Важную роль здесь играет жанровое решение, а именно, жанр вальса. Он представлен как в чистом виде (№4 – благородный вальс), так и в жанровых сочетания (№6 – пассакалия-вальс, №7 – колыбельная с чертами вальса), и воплощает в соответствующих номерах кантаты образы веяния зерна, смерти, благодатного успокоения.
   Так, благородный вальс воплощает в произведении образ веяния зерна, символизирующий один из этапов духовного преображения – совлечения «ветхих одежд ветхого человека».
   Вальсовое движение сопровождает и образы страдания и смерти (№6 «Новая дорога»).
   Обрести смирение – стать «как царь в сердце твоем, сидя на высоком престоле смирения» [2, с. 170] возможно далеко не сразу – это показано в образах оратории «Песнослов» на стихи Н.А. Клюева. Смирение неодномоментно и незакреплено – оно приходит через борьбу, человеческую страстность, языческие «всплески» и «выкрики». Борьба в человеке не прекращается до последних минут жизни, но «умерщвление всем <…> страстям есть смиренномудрие, и кто приобрел сию добродетель, тот все победил» [Там же. С. 351].
   Тема смирения
<<<назад<<< * переход на стр. 1-15 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *