=5=
свете покаянной трактовки кантаты, основаны на мелодическом движении, получившем в интерпретации многих композиторов (И.С.Бах, В.А.Моцарт, П.И.Чайковский) значение музыкального символа духовного восхождения. Он выражен мелодической линией в виде поступенного подъема с возвращением. Тяжелое восхождение в нем неизбежно сопряжено с отступлением, но путь этот медленно, но верно ведет к вершине.
   Пример №2
   Духовные преобразования, поиск, самопознание заключают в себе идеи кантаты №7 «Метаморфозы» на стихи Бенуа Д’Дарделя – не случайно, образом, исходным для всех последующих метаморфоз в произведении становится образ посеянного зерна («Кто познал себя во всяком чувстве души, тот как бы посеял на земле, а кто так не посеял, в том невозможно процвести смиренномудрию» [2, с. 323]).
   Идея преображения передана в интонационных преобразованиях кантаты «Метаморфозы», центральным элементом в которых является начальная тема произведения – «Тема зерна». Экспонируемая в №1 Прелюдия, она становиться интонационным «зерном» для последующих превращений, участвует в развитии практически всех образов и интонаций кантаты.
   Сопутствующая преображению, идея евангельской простоты («Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3) отражена в особенностях используемых жанров (большая часть номеров сопровождена авторским жанровым определением, среди которых: речитатив, гимн, благородный вальс, марш, колыбельная) и в выборе исполнительского состава кантаты – детского хора.
   Специфика поэтического источника – поэмы «Пшеничное
<<<назад<<< * переход на стр. 1-15 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *