=4=
покаяние, и оно же в конечном итоге завершает духовное возрастание. «…есть смирение кающихся, исполненное сетования, иное – зазрение совести еще согрешающих и иное – блаженное и богатое смирение, которое особенным Божиим действием вселяется в совершенных»4 [2, с. 148].
   Таким образом, путь духовного становления, о котором в разные времена писали святые отцы Церкви, можно определить триадой «Покаяние – преображение – смирение» – на него указывают Евангелие, Церковь, и жития ее Святых5.
   Это же, но на музыкальном языке «проповедует» Ю.М. Буцко. «Покаяние – преображение – смирение» – такой ответ на вопрос о духовном возрастании личности мы находим в его сочинениях.
   Покаянием пронизаны образы камерной кантаты №6 «Литургическое песнопение» на молитвенные тексты Великого поста. Это произведение является не столько свободной композиторской интерпретацией жанра литургии, сколько сочинением, пронизанным единым литургическим духом покаяния. Идея великопостного покаяния воплощена в кантате в особом «языке секунд» и «языке кварт», в специфической ритмике, фактуре, определенном колорите, создаваемом инструментальными интонациями. Пример такого покаянного образно-интонационного комплекса – интонация «Аллилуийя» с ее исключительным - драматичным звучанием6, создающимся мелодическим секундовым движением, обостренным синкопированным ритмом и архаичными, «суровыми» унисонами, адресующими к древнему напеву.
   Пример №1
   Следует отметить и проявление музыкальной символики в кантате. Так, тема «О, Всепетая Мати» и интонация «Аллилуийя» - важнейшие
<<<назад<<< * переход на стр. 1-15 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *