=3=
Это кантаты №6 «Литургическое песнопение» (1982), №7 «Метаморфозы» (1995) и оратория №2 «Песнослов» (1999), чьи образно-тематическая и историческая (время создания) последовательность, позволяют вести речь о воплощении одного большого духовного акта. В нем проявлено направление, соответствующее путям совершенствования человеческой души – «лествице» духовной, о которой с древних времен много написано богословами, религиозными философами, писателями.
   Каков же этот путь становления духовной личности? Обратимся к учению Церкви. «Иное дело – сокрушение сердца, другое дело – самопознание, а еще иное – смирение» – читаем в Лествице преподобного Иоанна Лествичника [2, с. 326]. Современный богослов протопресвитер А. Шмеман пишет, что началом и условием подлинной христианской жизни является покаяние, а началом и концом настоящего покаяния – смиpение: «Его [покаяния] коpни питаются смиpением, и смиpение, пpекpасное божественное смиpение – его плод и завеpшение» [4, с. 18].
   Восхождение ко смирению – «Царице добродетелей», «Несказанному богатству», «Божиему именованию» и, в конечном итоге «Двери к Царствию Небесному» [2, с. 323, 314, 315] неодномоментное духовный «делание». Святой Преподобный Иоанн Лествичник говорит о разных духовных ступенях, без постепенного прохождения по которым нельзя достигнуть духовной вершины и унаследовать Царствие Небесное («Никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы» [Там же. С. 329]). Преподобный разделяет его на многие уровни, однако, начало и конец пути сопряжены со смирением. Без смирения невозможно преображающее душу покаяние,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-15 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *