ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ ПЕВЦОВ - учебно-методическое пособие
Филатова Надежда Юрьевна — кандидат искусствоведения, певица и композитор, преподаватель вокала, доцент РАМ им. Гнесиных.
Приобрести книгу
Заказать книгу на бумажном носителе или скачать ee электронную версию вы можете связавшись с нами, используя контакты:
E-mail: dobrayapesnya(@)yandex.ru
В комплекте с книгой вы получите полную версию видеоприложения к данному учебно-методическому пособию.
Одним из важных условий для продуктивной работы в классе является создание приветливой, благожелательной атмосферы. Не нужно говорить начинающему певцу, что все, что он делал до прихода в Ваш класс – неправильно, и что его плохо обучили.
Очень важно с самых первых уроков объяснить учащемуся то, что истинное пение, в каком стиле бы не пел вокалист заключается во владении навыком кантилены, то есть в умении тянуть звук, связывать звуки между собой.
Определив тип голоса учащегося и продиагностировав его достоинства и недостатки педагогу необходимо выявить тот гласный звук, на котором голос ученика проявляется своими самыми лучшими певческим качествами. После подбора такой гласной или слога, содержащего эту гласную, можно приступать к формированию индивидуального комплекса упражнений.
Первые упражнения должны быть несложными, с преобладанием поступенного движения, в средней тесситуре и средней динамике. Как учил М.И. Глинка «петь нужно не тихо, не громко, но вольно».
С самых первых уроков необходимо обращать внимание молодого певца на организацию его певческого вдоха и выдоха. Неверные дыхательные навыки корректируются на всех этапах урока, начиная с пения упражнений.
Следует подчеркнуть, что в работе с начинающими певцами особенно важно придерживаться таких правил вокальной педагогики как индивидуальный подход и постепенность в развитии голоса учащегося.
Необходимо устранять вредные привычки и зажимы у ученика.
К одному из вокальных дефектов относится такой распространенный недостаток как зажим нижней челюсти.
Если у учащегося не удается выявить естественно звучащий певческий тон при пении на тот или иной гласный, следует предложить ему распевание на попевку, содержащую несложный словесный текст. В этом случае голос певца может проявиться своими лучшими свойствами.
Хоровые коллективы РАМ имени Гнесиных ведут активную концертную деятельность и зачастую студенты исполняют сложные программы, предполагающие умение петь в высокой тесситуре. Поэтому, не забывая о важности постепенного развития голоса, мы в работе со студентам имеющими развитые голоса и учащимся второго года обучения даем более сложные упражнения, предполагающие выход в верхний регистр.
Следующий этап урока – работа над вокализами. Выбор вокализы осуществляется с учетом тех же задач, что ставит педагог перед учащимся в упражнениях или музыкальных произведениях.
Вокализы для начинающих певцов также как упражнения должны быть несложными. Вокализы можно исполнять на тот слог, который на данный момент является оптимальным для молодого певца. Пение вокализа с названием нот – более сложная задача для поющего, так как такой вид пения предполагает то, что певец освоил все гласные звуки.
После пения вокализов приступаем к работе над музыкальным произведением. Соответственно традициям вокальной педагоги, первыми в программе молодого певца должны появиться сочинения эпохи барокко. В этих произведениях ….
При пении произведений у учащегося продолжают развиваться необходимые вокальные навыки, устраняются недостатки – зажимы, дефекты дыхания и звуковедения.
Хорошо развивающимся учащимся можно дать несложную оперную арию. В этом смысле
прекрасным материалом является некоторые арии Моцарта.
Помимо оперных арий Моцарта можно давать способным учащимся песни Моцарта или несложные произведения немецких романтиков – Шуберта, Шумана, Брамса, не предполагающих эмоциональной избыточности, несущей чрезмерную нагрузку для неокрепших голосов.
При работе над музыкальными произведениями, необходимо помнить еще об одном правиле вокальной педагогики – неразрывности художественной и технической сторон.
Произведения на русском языке должны появиться в репертуаре молодого певца тогда, когда им будет усвоен навык формирования ровного, естественно тона голоса.
В заключении, прозвучат фрагменты из произведений, которые учили мои ученики во время работы над этим роликом.
Ну конечно. Работа только начинается. Учащимся предстоит еще многое узнать, освоить, почувствовать. Но важное – дать верный ориентир ученику в самом начале его вокального пути, привить вкус к настоящему пению. Задача педагога передать ученику понимание того, что для голоса благо, а что вред, дать почувствовать учащемуся верные ощущения, помочь услышать свой истинный голос.
предисловие книги Н.Ю. Филатовой "Я буду петь"
Я буду петь?
Я буду петь.
Я буду петь!
Книга для тех, кто получил печальный опыт научиться петь за семь уроков.
Несомненно, певцы, овладевшие всеми вокальными навыками, необходимыми для того, чтобы петь легко и красиво за семь и более уроков, могут не тратить время на чтение нашей книги. Однако возможно, что иронические названия некоторых глав: «Зачем вокалисту челюсть?», «Звук 3D» и другие, вызовут некоторое любопытство даже у этой части аудитории. Что ж, очень хорошо! Если человек психически здоров и может говорить человеческим голосом, он способен заниматься вокалом по-настоящему. Но не тешьте себя иллюзиями! Вокалист сродни спортсмену. Никакие суперметодики не позволят добиться результата мгновенно, без серьезных, регулярных тренировок, без методичной работы под контролем опытного педагога. При постановке голоса, как и в спорте, нужен дозированный подход, постепенное наращивание нагрузки на голосовой аппарат. Это касается как сложности и объема используемых вокальных упражнений, так и репертуарной "политики". Понятно, что начинающая сопрано не освоит Арию Царицы ночи за семь уроков, так же, как и неопытный тяжелоатлет не поднимет 150 кг. Но об этом я расскажу позже...
***
Книга (учебно-методическое пособие) «Основы обучения начинающих певцов» Филатовой Н.Ю.была написана в 2020г и была подготовлена к изданию в 2021г. Данная работа защищена авторскими правами (РАО). Любое использование материалов подлежит согласованию с правообладателем.
© Филатова Н.Ю., 2020-2021
Филатова Надежда Юрьевна — кандидат искусствоведения, певица и композитор, преподаватель вокала, доцент РАМ им. Гнесиных.
Вместо вступления
Студенты кафедры хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных (также, как и учащиеся хоровых отделений других отечественных музыкальных ВУЗов) имеют возможность развивать свои певческие данные в рамках предмета «Вокальная подготовка», что необходимо для их полноценной реализации в своей профессии.
Многие студенты-хоровики обладают яркими, красивыми голосами и на момент поступления в учебное учреждение высшего специального звена способны демонстрировать определенный комплекс певческих навыков. Подобного уровня ученики сразу же занимают активные позиции в хоре, на них «держится» партия, им поручают петь соло. В дальнейшем некоторые из таких студентов поступают на вокальные факультеты и становятся профессиональными певцами-солистами.
Однако далеко не все учащиеся хоровых отделений ВУЗов обладают яркими певческими данными. Многие из студентов по каким-либо причинам не получили должной предвузовской вокальной подготовки. Постановка голоса у такого рода учащихся (по-сути, это начинающие певцы) является главным предметом данного исследования.
Прежде чем перейти к основной части работы, стоит напомнить о важности выполнения трёх принципов вокальной педагогики:
Индивидуальный подход к каждому ученику;
Движение от простого к сложному;
Неразрывность технической и художественной составляющих процесса обучения.
Грамотная и методически выстроенная работа педагога в классе и внимательное, сознательное отношении ученика к своему пению, а также к тому, что преподается ему и отрабатывается на уроках, не могут не дать свой добрый плод даже в случае с учащимися, имеющими от природы скромные вокальные данные. Молодой певец с небольшим голосом может развиться в настоящего специалиста хорового дела, осведомленность в вопросах пения которого, позволяла бы ему грамотно строить свою вокальную работу с хором или петь в профессиональном хоровом коллективе.
Часть I
Знакомство с учеником
При знакомстве с новыми учениками (обычно это студенты 1 курса) основной задачей педагога является оценка музыкальной подготовки и вокальных способностей учащегося. Кроме того, преподаватель должен обратить внимание на психо-эмоциональный строй личности обучаемого. Как говорила М.М. Мирзоева1: «Пока я не загляну вглубь, я не могу быть твёрдо уверенной в своей работе с учеником»2.
На первом занятии стоит попросить учащегося спеть знакомые ему упражнения, попевки или целое произведения в той манере, которую он усвоил до настоящего времени. Таким образом можно получить некоторое представление о голосовых данных ученика, – оценить такие индивидуальные вокальные параметры как тембр, диапазон, переходные ноты, тип голоса.
Следует обратить внимание на так называемые примарные (то есть, наиболее естественно и свободно звучащие) тоны молодого певца, так как на них лучше всего проявляются его тембр и тип голоса. Как известно, многие выдающиеся вокальные педагоги прошлого рекомендовали начинать развитие голоса с примарных звуков. В частности, на этом основании зиждется так называемый концентрический метод М.И. Глинки. Великий композитор и вокальный педагог рекомендовал «сперва усовершенствовать натуральные тоны, т.е. без всякого усилия берущиеся»3.
Проводя первичную «диагностику» голоса учащегося, преподавателю необходимо обратить внимание на то, как ученик осуществляет вдох и выдох, особенность его подачи звука, деятельность артикуляционного аппарата.
Даже если учащийся демонстрирует неверные певческие навыки, педагогу не следует сразу говорить о том, что студента неправильно обучили, так как это создаст стрессовую ситуацию для обучаемого и напряженную обстановку в классе. Лучше начинать работу по вокальной коррекции мягко и деликатно. Таким образом удастся создать условия для продуктивной работы и формирования доверительного отношения ученика, без которого невозможно его профессиональное развитие. М.М. Мирзоева говорила: «Необходимо создать такую атмосферу занятий, при которой ученики почувствовали бы себя спокойно. Только при этом условии можно наиболее точно определить их вокально-технический и исполнительский уровень»4. Известно, что Мария Моисеевна не считала нужным исправлять сразу все недостатки начинающего певца и на какие-то из них по-началу «закрывала глаза», полагая, что если указывать ученику на каждую его ошибку, можно сильно зажать его, погасить веру в свои силы.
Важнейшим элементом диагностирования, а в дальнейшем и непременным условием для правильного формирования голоса начинающего певца является определение его типа голоса. Не располагая единым методом, вокальная наука все же указывает на ряд признаков, позволяющих классифицировать голос поющего. Среди них: тембр, расположение переходных и примарных тонов, диапазон, способность выдерживать тесситуру, а также конституционные признаки певца и анатомо-физиологические особенности его вокального аппарата.
Расположение переходных нот – один из важнейших ориентиров, помогающих классифицировать голос начинающего вокалиста. Как известно, певческий голос имеет несколько регистров: у мужских голосов два основных регистра (грудной и фальцетный), у женских – три регистра (грудной, центральный, головной). В головном (или фальцетном) регистре отзвучивает голова (головные резонаторы), и связки смыкаются не всей своей поверхностью (рис. 1), а лишь краями, в результате чего образуется веретенообразная щель. В грудном регистре голос отзвучивает у певца в груди (грудные резонаторы), и голосовые складки смыкаются полностью по всей своей длине (рис. 2).
Соответственно количеству регистров у мужских голосов имеется один переход, у женских – два. Разные типы голоса имеют переходные звуки на разной высоте.
Тенор: ми – фа – фа-диез – соль первой октавы;
Баритон: ре – ми-бемоль – ми первой октавы;
Бас: ля — си-бемоль малой, до — до-диез первой октавы;
Сопрано: ми — фа — фа-диез первой октавы;
Меццо-сопрано: до — ре — ре-диез первой октавы.
Напомним, что второй переход у женских голосов расположен октавой выше.
Стоит отметить, что есть голоса неопределённого характера (например: сопрано или меццо-сопрано; драматический тенор или лирический баритон). Подобные голоса особенно часто встречаются у начинающих певцов. При обучении такого рода учащихся особенно важно удерживать их на среднем участке диапазона, внимательно наблюдая за тем, как будет окрашиваться тембр и куда в процессе занятий «пойдет» голос. Как правило, по мере взросления и обучения, голоса неясного типа развиваются в ту или иную сторону, однако есть певцы, голоса которых так и остаются промежуточными.
Предварительные условия
Важным условием для правильного пения является соблюдение следующих предварительных условий:
Правильная певческая постановка корпуса и головы (выпрямленность, упор на обе ноги, развернутые плечи, ненапряжённые шея и руки);
Свободное движение лицевой мускулатуры (свободный рот, мягкий подбородок, отсутствие гримас).
Необходимо искоренять антипрофессиональные привычки, которые нередко встречаются у малоопытных певцов. Так, недопустимо, например, пение с закрытыми глазами или прикрывание учащимся одного уха. Эти «псевдоприемы» (которые молодые певцы используют якобы для лучшего самоконтроля) непродуктивны, а иной раз и вредны. Ученик привыкает слушать свой голос «изнутри», в то время как с первых уроков он должен быть настроен на то, чтобы петь в окружающем его пространстве, посылая звук вперед, адресуя его воображаемой публике. Необходимо с первых уроков следить за тем, чтобы учащийся не опускал голову вниз во время пения (нередко это движение также принимает форму вредной привычки). Забегая вперед, стоит сказать о том, что когда произведение выучено наизусть, и ученик поет довольно свободно, педагог может обратить его внимание на то, чтобы взгляд учащегося был прямой, устремлённый «в зал», а не «бегающий по углам» или направленный «в пол», что также нередко встречается у начинающих. Молодому певцу лучше корректировать свои действия, стоя перед большим зеркалом (которое желательно иметь в классе).
Для продуктивности занятий учащийся должен быть, здоровым, отдохнувшим и бодрым. Для поющего необычайно важны полноценные сон и питание, ровный и положительный эмоциональный фон. При всей очевидности этих положений, их нельзя не принимать во внимание именно при работе с начинающими певцами, ведь для полноценной исполнительской деятельности молодому вокалисту предстоит настроить тончайший инструмент – живой человеческий организм, характеризующийся сложнейшими внутренними процессами, подверженный влияниям окружающей среды и нуждающийся в регулярном восполнении жизненно необходимой энергии.
Первые уроки:
выявление недостатков голосообразования; организация вдоха и выдоха; коррекция способов атаки звука; контроль за работой гортани
На первых уроках с начинающим певцом следует ограничиться 20-25 минутами чистого пения. За урок необходимо сделать несколько перерывов для отдыха ученика, учитывая то, что у него устает не столько вокальный аппарат, сколько нервная система. Так, Л.Б. Дмитриев пишет: «Если педагог говорит ученику: “Достаточно, Вы устали”, но ученик отвечает, что усталости он не чувствует, и считает, что ему только теперь бы и начинать петь, – этот момент и определяет необходимую норму занятий. Если усталость заметил сам ученик – значит, нагрузка была чрезмерной»5. По мнению Л.Б. Дмитриева едва заметные изменения в тембре ученика и понижение качества выполняемых упражнений должны стать для преподавателя сигналом о том, что продолжать занятия не имеет смысла, так как нервная система у молодого певца утомлена6.
Начиная работу с учеником, нужно подобрать такие упражнения, какие будут удобны и доступны ему на данный момент развития.
Необходимо категорически запретить обучаемому проводить самостоятельные вокальные занятия до тех пор, пока педагог не будет уверен, что нужные певческие навыки приобретены и закреплены у ученика, и что его домашняя работа не будет тормозящим образом влиять на учебный процесс в классе из-за неправильных приёмов голосообразования.
На первом этапе работы стоит исключить как громкое, так и тихое пение. Следуя выражению М.И. Глинки, петь надо «не громко и не тихо, но вольно»7 – то есть, так, как удобно и естественно для голоса ученика.
Первоочередная задача педагога заключается в выявлении недостатков голосообразования у обучаемого (если таковые имеются). К распространённым вокальным дефектам относятся:
Шумный вдох;
Так называемое «ключичное дыхание»;
Сиплый звук;
Горловой звук;
Назализация;
Форсированный звук;
Дефекты дикции;
Тремоляция и биения в голосе;
Зажимы голосового аппарата (в том числе нижней челюсти и корня языка).
Некоторые из этих недостатков могут возникать как в связи с неверными певческими навыками, так и в связи с анатомическими особенностями поющего или нездоровым состоянием его вокального аппарата. Например:
неправильным прикусом или короткой уздечкой языка могут быть обусловлены дикционные дефекты;
изменения в челюстном суставе могут создавать ограниченность подвижности нижней челюсти;
гнусавость и сип могут возникнуть при воспалении носоглотки.
Нередко встречаются ученики, у которых наблюдается сочетание нескольких вокальных дефектов (к примеру, когда голос у ученика горлит и сипит одновременно).
Независимо от того, какие недостатки голосообразования имеются у обучаемого, с первых занятий необходимо обратить внимание на координацию его певческого дыхания. Под внимательным руководством педагога учащийся должен научится самостоятельно контролировать характер своего вдоха и выдоха во время пения:
Вдох должен быть бесшумным, спокойным и глубоким (а не судорожным, поверхностным или чрезмерным, как это нередко бывает у начинающих певцов);
Выдох должен быть медленным и равномерным.
Филатова Надежда Юрьевна — кандидат искусствоведения, певица и композитор, преподаватель вокала, доцент РАМ им. Гнесиных.
Полная версия книги и видеоприложение учебно-методического пособия “Основы обучения начинающих певцов” доступны на сайте автора. www.nfilatova.ru
Приобрести книгу
Заказать книгу на бумажном носителе или скачать ee электронную версию вы можете связавшись с нами, используя контакты:
E-mail: dobrayapesnya(@)yandex.ru
В комплекте с книгой вы получите полную версию видеоприложения к данному учебно-методическому пособию.
- Аудиозаписи mp3
Исполнительские и композиторские работы - Видео
Исполнительские и композиторские работы - Список сочинений
Все композиторские работы - Ноты
Нотный архив Надежды Филатовой - Библиотека
Тематические статьи о музыке - CD
Компакт-диски скачать /заказать