=35=
видели судьбу наций, крестный их путь!

  + + +

  Несмотря на потрясения 1789-93 годов, Франции удалось все же сохранить в целом народ, лишенный былых идеалов (оставшихся как легенда), воскресших позже как дымка прекрасного былого в искусстве у Дебюсси, Равеля, Пюви де Шаванна, Метерлинка [14] и т.д. Но буржуазное все же взяло вверх и утвердилось сначала в литературе, в опере (ставшей космополитической), в мелодраме, [пришедшей] на смену ложно-классической трагедии, позднее в живописи и музыке импрессионизма (вернувшегося к поэтизации национального).

  Сумеет ли Р[оссия] сохраниться в искусстве? Похоже, что нет. Разрушение национального идет полным ходом. Утрачена главная идея, объединяющая людей в нацию, да и самому этому понятию... Тайной верой в своего Бога обладают лишь законодатели, вершители судеб, а масса - обезличена.

  + + +

  О журнале С[оветская] М[узыка]

  В журнале очень, крайне редко, можно сказать, почти, что никогда не пишут активно работающие талантливые композиторы. Зато много пишут случайные, около музыкальные люди потому, что они повторяют мысли, оценки и соображения тех, кто задает тон в журнале. Это своеобразное "эхо", аккомпанемент к некоей давно известной мелодии. Создается видимость общего мнения "среды". Таким образом, руководители журнала выдают свою точку зрения за общую.

  + + +

  Союз композиторов из творческой организации, каковой он был задуман, давно превратился в деловую контору по распределению житейских благ и славы. Его теперешние руководители это - крупные дельцы, умело эксплуатирующие свою общественно-выборную должность, имеющие
<<<назад<<< * переход на стр. 1-52 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *