=453=
публики к его искусству утвердило Шаляпина в мысли уехать с семьей в длительные заграничные гастроли. Однако он долго верил, что расстается с родиной лишь на время (о чем свидетельствуют его письма в Москву к старшей дочери, Ирине Федоровне). В то же время, предвидя, что Россия может лишиться своих крупнейших художников, и прежде всего Шаляпина, А.В. Луначарский в письме, адресованном малому Совнаркому, поставил вопрос о срочном повышении тарификации Шаляпину, Горькому, Глазунову, Давыдову, Ермоловой и Метнеру.159 Шаляпин прибыл в Нью-Йорк в конце октября 1921 г. по приглашению известного американского импресарио, выходца из России Сола Юрока, смолоду мечтавшего стать менеджером великого русского певца.160 Первые выступления Шаляпина на сцене театра «Метрополитен-опера» состоялись 9 и 14 декабря 1921 г. в спектакле «Борис Годунов».161 Джулио Гатти-Казацца являлся директором «Метрополитен-опера» в пору приезда Шаляпина в Америку. По описанию Чарли Чаплина, Гатти-Казацца «был могучий широкоплечий человек, важный и строгий, с остроконечной бородкой и глазами ищейки…» (Чаплин Ч. Моя биография. М., 1966, с. 177).162 «29 июня 1922 года, буквально за несколько часов до того, как певец навсегда покидал свою родину… мы встречаем Шаляпина в большом зале филармонии на Михайловской улице… Никто не подозревал, что присутствует на последней встрече с великим артистом. Это был бесплатный дневной концерт для питерских рабочих. Его устроил Петрогубпрофсовет по предложению самого Шаляпина… Несмотря на будний день – это был четверг, – уже задолго до начала концерта Колонный зал бывшего Дворянского собрания,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-455 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *