=449=
те годы бесспорно революционно звучавшим произведением. В нем пелось, что у народа«От убогих хат три пути лежат,Три пути на долю и недолю.На одном пути целый век идтиЗа сохою по чужому полю.На другом пути к кабаку идти,Где народ свой разум пропивает.Третий путь ведет, где кладбище ждет,Где народ от горя отдыхает».Когда Шаляпин с присущими ему силой и подъемом спел трижды повторяемую финальную фразу:«Кто ж укажет путь широкийК правде и свободе?!» – бурная овация (многие в зрительном зале встали с мест) была признательной наградой и певцу и сидящему за роялем автору романса Ф. Кенеману. Любопытная деталь. Почти все Шаляпин пел с нотами в руках. При его гениальной памяти вряд ли они были нужны ему как ноты. Вернее всего, протянутые руки давали ему нужную опору для голоса.Кроме того, ноты помогали жестикуляции. С последней фразой «Трех дорог» он сделал шаг к краю сцены и вытянул до предела руки с нотами, как бы желая слиться воедино со зрительным залом. Во втором отделении исключительно проникновенно был спет коротенький романс Шумана «Во сне я горько плакал».Когда Шаляпин пел припев: «Проснулся, а слезы все льются, и я не могу их унять», – у нас, слушателей, на глазах были слезы. Слезы застилали глаза и при исполнении романса скандинавского композитора Альнеса «Последний рейс» – песни о простом моряке, не вернувшемся из рейса. Было спето и несколько русских народных песен. Одну из них я услышал в тот вечер впервые. Это популярная, часто передаваемая теперь по радио песня «Помню, я еще молодушкой была». И странно: я слышал потом бесчисленное число раз эту бесспорно по содержанию женскую
<<<назад<<< * переход на стр. 1-455 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *