=414=
Шаляпина за дерзость. Взяли да и написали жалобу в контору…» («Петербургск. газ.», 1911, 21 окт.).15 апреля 1901 г., через день после премьеры, Н. Кашкин писал о Шаляпине: «Можно, ка – жется, держать пари, что в целой опере у него не подметишь рутинного, формального приема, если что-либо подобное не вытекает из самого смысла данного места в музыке и тексте, этим он отличается от всех даже наиболее талантливых певцов, каких мы знаем в Европе. Мы и не станем разбирать частностей его игры; тогда нужно было бы пройти всю партию с начала до конца, ибо в самых простых на вид фразах было столько же обдуманности и мастерства, сколько и в самых сильных. Для великого таланта нет в искусстве ничего незначительного, и г. Шаляпин один из таких истинно великих талантов» («Моск. ведомости»).Приводим даты постановок и возобновлений в Большом и Мариинском театрах «Бориса Годунова» Мусоргского с участием Шаляпина.Большой театр13. IV 1901 г. – дирижер И.К. Альтани.21. I 1905 г. – дирижер С.В. Рахманинов.22. X 1913 г. – дирижер Э.А. Купер.17. XII 1920 г. – дирижер И.А. Добровейн.Мариинский театр9. XI 1904 г. – дирижер Ф.М. Блуменфельд.6. I 1911 г. – дирижер Альберт Коутс.17. IX 1918 г. – дирижер Г. Фительберг.103 Шаляпин рассказывал сотруднику «Петербургской газеты» (1907, 31 авг.) о том, как создаются о нем легенды: «Помню, в Москве на представлении «Фауста»: Мефистофель поет серенаду перед домом Маргариты, – я вдруг заметил под окном небольшую лестницу. Мне тут же показалось, что удобно сесть на эту лестницу, чтобы, развалясь, спеть второй куплет серенады для разнообразия. Я так и сделал. На другой день приходит ко мне один приятель. «Где это ты вчера напился?» –
<<<назад<<< * переход на стр. 1-454 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *