=365=
училища, которым дирижировал Усатов.На репетицию пришел весь класс. Вдруг после первого акта, не знаю уж почему, Усатов напускается на Стариченкова; тот не остается в долгу. И вот дон Базилио снимает свою «ро – бу» и уходит со сцены. Все, потрясенные, замолкают; проходит несколько мгновений, и, повернувшись к нам, Усатов говорит: «Федя, ты знаешь роль дона Базилио?» – «Да вроде», – отвечает вполголоса Шаляпин. «Можешь репетировать прямо сейчас?» «Пожалуй», – отвечает он тем же тоном. «Тогда на сцену», – командует Усатов.В премьере, состоявшейся на следующий день, дона Базилио пел Федя. Он был замечен, а осенью правление тифлисской оперы заключило с ним контракт.Если меня спросить, научил ли петь Шаляпина Усатов, я отвечу, что да. Но я добавлю, что все самое ценное, чем обладал Шаляпин, было просто даровано ему небом и досталось без всякой учебы. Все же Усатов сыграл огромную роль на начальном этапе творческого пути Шаляпина, и это имело исключительно важные последствия. Не говоря о музыкальной помощи, материальной и моральной поддержке, оказываемой Усатовым, он сумел точно определить этот прекрасный голос и поддерживал его в естественных границах. Поэтому мне доставляет огромное удовольствие отметить, что Шаляпин с любовью относился к Усатову и всегда отзывался о нем с нежностью.Позже, когда Усатов умер и его вдова оказалась в трудном положении, Шаляпин до самой ее смерти не переставал помогать ей материально и всегда справлялся, посланы ли деньги Марье Петровне. Той же осенью, когда Шаляпин дебютировал в тифлисской опере, я отправилась в Петербург и поступила в консерваторию, в класс
<<<назад<<< * переход на стр. 1-455 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *