=361=
старину живали деды…» – начало арии неизвестного из оперы А.Н. Верстовского «Аскольдова могила».26 «Синяя борода» – оперетта Ж. Оффенбаха.27 Будущего императора Николая II.28 Очевидно, речь идет об инсценировке М.Л. Кропивницким поэмы Т.Г. Шевченко «Невольник», часто ставившейся украинскими труппами.29 Музыка к «Наталке Полтавке» принадлежит Н.В. Лысенко.30 Управляющим труппой был Л.Л. Пальмский, в дальнейшем переводчик текстов многих оперетт, плодовитейший драматург (в каталоге Союза драматических писателей значилось более 300 пьес, связанных с его именем). Он первым познакомил русскую провинцию с Эрнесто Росси, П.А. Стрепетовой, А.Д. Вяльцевой и другими звездами того времени. Емуже Петербург обязан появлением В.В. Кавецкой и других известных опереточных артистов. Шаляпин надолго сохранил дружбу с Пальмским.31 Это произошло в феврале 1892 г.32 «Норма», одна из лучших опер итальянского композитора В. Беллини, была необычайно популярна в прошлом веке, в том числе и в России.33 Батумский «анонс» оповещал 24 марта 1892 г.: «труппа оперных артистов, подвизающихся в Кутаисе и Батуме, делает прекрасное дело. Репертуар состоит из опер: «Норма», «Травиата», «Жидовка», «Аида», «Риголетто», «Русалка», «Галька», «Трубадур» и т.п. Прием публикой оказывается вполне сочувственный, сборы не оставляют лучшего» (Летопись жизни и творчества Ф.И. Шаляпина в 2-х т. Т. 1. Л., 1988, с. 62).34 «Жидовка» («Дочь кардинала») – опера французского композитора Ф. – Ж. Галеви.35 Критик В.Д. Корганов в своих воспоминаниях пишет:«Преподавателемпения в тифлисское музыкальное училище был приглашен в 1890 году Дмитрий Андреевич Усатов, известный
<<<назад<<< * переход на стр. 1-454 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *