=303=
время кто-то возглашал:
   – Подданные Англии идут первыми!
   Если кто-нибудь из иностранцев пытался пройти раньше англичанина, его останавливали и, лишая очереди, отправляли в конец хвоста ожидающих. И точно так же, когда пароход остановился в английском порту, раздалась команда:
   – Первыми сходят на берег подданные Англии!
   Я смотрел на это и восхищался отношением государства к своим гражданам.Наверное, многим европейцам было очень неприятно видеть, что им предпочитают чернокожих, толстогубых негров, но негры были английские подданные, и они вошли на пароход первыми, как и ушли с него.В Англии меня встретили очень сердечно – мой приезд как раз совпал с нашим отступлением из Восточной Пруссии. Все тревожно и сочувственно спрашивали меня – кто такой Самсонов? Но я не знал – кто он и, не успев прочитать газеты, не знал о нашем поражении. 143 Чувствовал тревогу вопросов и ничего не понимал, но рисовалось мне что-то ужасное, и еще более захотелось скорее быть на родине.Знакомые англичане любезно предлагали мне остаться в Англии, указывая на опасность пути, но я выписал телеграммой из России денег и решил ехать.Чиновник английского банка спросил меня, когда я получал перевод:– Вам – золотом?
   Я удивился – во Франции золота давно уже не было.– Дайте немного золотом, – неуверенно попросил я.
   – Можете взять всю сумму.
   Мне нужно было получить 2500 рублей.Чиновник взял совок, какие у нас употребляются в лавках для крупы или муки, зачерпнул им из ящика кучу монет, бросил их на весы и предложил мне. Когда я хотел пересчитать эти взвешенные деньги, он, улыбаясь, сказал:– Не
<<<назад<<< * переход на стр. 1-455 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *