=31=
выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф. 12:34—35).
   И все же очищение слов и интонаций методами этимологии важно для нас в качестве предварительного условия — именно в силу того, что мы находимся на другой стадии ступени духовного развития, и не имеем "усовершающих озарений", говоря словами св. Дионисия Ареопагита. Напомним: ведь просвещения-фотисмос не бывает без катарсиса, то есть умирания души для греха при покаянии и воскресения в чистоту, — как не может быть второго этажа без первого. Этимологические разыскания выполняют пропедевтическую функцию, подготавливая сердце к пониманию смысла, заставляя критически взглянуть на слова и интонации, которыми пытаемся мыслить о мире, — на искалеченные их останки! Как нельзя благовествовать Евангелие на жаргоне уголовников или политиканов, так нельзя ничего понять ни в жизни, ни в культуре, ни в музыке, не возвысив прежде сам язык, не возжелав неземного света, который вновь озарил бы его. Насколько было бы лучше, если бы мы стремились к этому вразумляющему нас свету, если бы экономисты не были бы в неведении о первоначальном смысле своей науки — икономии, если бы промышленники знали, Кто именуются "всякому благу Промысленником" (в утренней молитве св. Макария Великого) и вместе с другом Иова восклицали: "Кто кроме Бога промышляет о земле? И кто управляет всею Вселенною" (Иов. 34:13), стремясь в своей практической деятельности приблизиться к красоте Высшей любви.
   Применительно к истории музыки мы увидели бы главное: подменена концепция искусства! Раньше музыка мыслилась онтологически — как таинственный путь в красоту
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *