=23=
развитие же, будучи развертыванием свернутого (анаптиксис), оставалось в то же время и сферой свободы и инициативы, как бы чудотворения в каждый момент развития, радуя слушателя этим соединением высшей естественности и непредсказуемости. Свобода прокладывала себе путь в естественном развитии, не повреждая установленных самим же композиторским духом законов.
   Отождествление композитора с Творцом несло в себе соблазн — отход от онтологизма к психологическому иллюзионизму, о чем уже упоминалось. Если ранее человек всецело отдавал себя постижению Божественной правды, то постепенно начинает примешивать к ней свое особое мнение Выдумывание (excogitatio), фантазия, с эпохи Возрождения понимаемая как комбинирование представлений, вытесняло идеал умного видения.4 Интонация музыки, ведомая своеволием, к нашему времени мрачнеет, становится дерзостной, нетерпеливой и жесткой до остервенения. Соблазны анапиксис (конструктивизм, линеаризм, теоретическая автоматизация и исчисление способов развития) есть следствие исходного синеликтического своеволия музыки или, лучше сказать, действие спрятавшегося в интонации гордостностп духа.
   Можно ли увидеть это укрепляющееся самомнение культуры в зеркале этимологии? Бесспорно, и для этого достаточно обратиться к смысловой стороне, к художественно-эстетическим категориям, к оценочным критериям, затем и оцениваемым интонациям.
   Говоря "новизна", "простота", "серьезность" — что имеем в виду? Если бы XX век восчувствовал глубину обновления твари и человека при вторжении вечности во время и различил новизну neos и евангельского kainos, если бы имел языковой
<<<назад<<< * переход на стр. 1-33 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *